8. Самостоятельность, способность к творчеству и сознательность - общественные свойства, формируемые

Автор: ИоаКим

Печать

Что означает следующее определение: существенные особенности человека, то есть самостоятельность, способность к творчеству и сознательность, являются общественными свойствами?

Генеральный Секретарь Ким Чен Ир указывал:

«Самостоятельность, способность к творчеству и сознательность - это общественные свойства человека, формируемые и развивающиеся социально-исторически».

То, что существенные особенности человека являются общественными свойствами, означает, что они не даны природой, а формуруются и развиваются социально-исторически.

Обычно люди говорят: чтобы стать танцором, надо иметь стройную фигуру, чтобы стать солистом - хороший голос, чтобы стать пианистом - длинные пальцы, чтобы стать легкоатлетом - длинные ноги с развитыми мышцами, чтобы стать ученым - развитый мозг. Таким образом, люди говорят: в человеческой деятельность важны врожденные естественные качества или способности.

Это показывает, что самостоятельная, творческая и сознательная деятельность тесно взаимосвязана со свойственным человеку физическим организмом и основанной на нем естественной, биологической функцией.

Благодаря своему физическому организму и структуре таких, как высокоразвитый мозг и руки, ноги для вертикальной ходьбы, человек может вести мыслительную и трудовую деятельность по преобразованию природы.

Иными словами, благодаря наличию самого развитого и совершенного организма человек имеет функцию мышления и труда, особую функцию, что отсутствует у другой живой материи, и, следовательно, обладает самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью.

А можно ли считать эти свойства человека врожденными свойствами, биологическими свойствами? Отнюдь, нет. Самый развитый физический организм и его особые функции служат материальной, природной, биологической почвой для приобретения человеком самостоятельности, способности к творчеству и сознательности, но не из них вытекают эти свойства человека.

В 60-е годы прошлого века в лесах Индии люди нашли мальчика, который рос в стаде животных. Он не говорил, а выл как зверь, ходил не как человек, а как зверь. Словом, он имел человеский организм, но действовал как животное.

Этот факт свидетельствует о том, что существенные особенности человека, отнюдь, не даются природой.

Эти особенности в любом случае формируются в процессе жизни и деятельности людей в обществе и развиваются исторически.

Давайте посмотрим более подробно.

Самостоятельность, способность к творчеству и сознательность являются общественными свойствами, формируемыми и развивающимися социально-исторически, потому что они приобретаются человеком в процессе его жизни в обществе.

В отличие от инстинктивной деятельности животных, которые только и приспосабливают свой организм к окружающей среде или от силы используют предметы в данном природой виде, деятельность человека, который создает новые вещи, которых нет в природе в готовом виде, имеет предпосылкой язык - материальную оболочку мыслительного сознания и мышления, средство обмена мыслью. Но возникновение сознания и языка и деятельности по преобразованию природы стало возможным лишь после установления человеком общественных отношений.

Наши предки, которые были похожи на антропоидов, в процессе стадной жизни случайно породили «труд» первой биологической, инстинктивной формы, как срывание яблок палкой и сбивание камнем малюска, и в ходе многоразового повторения такого труда постепенно формировали и развивали физические органы, необходимые для мышления и труда. Этим и появились зачатки общественных отношений в рамках стадной жизни.

Общественные отношения, которые начали формироваться, создали объективные условия для стимулирования и ускорения возникновения сознания и языка и перехода «труда» биологической, инстинктной формы к сознательной.

Таким образом, появление человека - особого материального существа - произошло одновременно с формированием труда и сознания, языка, развитого физического организма и общества.

Развитая физическая структура и функции человека, сознание, язык и труд составляют свойственный человеку атрибут, который коренным образом отличается от всех материальных существ. Однако основными условиями для формирования и развития всего этого атрибута послужило формирование общественных отношений.

Совершенствование физического организма человека, появление сознания, языка и труда - это общественные плоды. Они носят общественный характер.

Сознание человека - общественное, язык - средство общественного общения людей, а труд - общественная деятельность. Со времени формирования социальных отношений человек перестал быть просто биологическим существом, действующим слепо по инстинктам, стал особым существом, целесообразно преобразующим природу и общество. Он положил конец процессу биологической эволюции и вступил в новый этап общественного развития.

Все это показывает, что человек избавился от природного мира, приобрел общественные свойства и, в конечном счете, стал человеком с тех пор, как начал жить в обществе.

Вот в этом одна из важных причин того, что существенные особенности человека - самостоятельность, способность к творчеству и сознательность - являются общественными свойствами, формируемыми и развивающимися социально-исторически.

Эти особенности человека приобретают общественный характер еще потому, что они являются не абстрактными атрибутами с неизменным содержанием, а конкретными атрибутами, которые развиваются исторически.

Самостоятельность, способность к творчеству и сознательность не неизменны. Они являются конкретными общественными атрибутами, которые не неизмененны, а постоянно меняются и развиваются исторически.

Во-первых, содержание и степень проявления самостоятельности меняются и развиваются исторически.

На каждом этапе, в каждом периоде общественного развития содержание и степень осуществления самостоятельных требований человека, отнюдь, не тождественны.

Любой человек стремится жить самостоятельно, избавившись из оков и социальной зависимости, но он не может раз и навсегда избавиться от всех оков и зависимости. В ходе длительной борьбы человек постепенно избавляется от природных оков и социального порабощения, выдвигает более высокого уровня самостоятельные потребности в соответствии с конкретными общественно-историческими условиями и уровнем своей готовности, борется за осуществление этих потребностей.

Рабы выдвигают самостоятельные требования освободиться от рабовладельцев, от их античеловеческого господства и порабощения, а рабочий класс требует избавиться от капиталистической эксплуатации и гнета, последовательно ликвидировать все формы господства и порабощения человека человеком.

Это говорит о том, что самостоятельность человека является конкретным социальным атрибутом, постоянно развивающимся исторически.

То же самое можно сказать и насчет способности к творчеству. То, что человек обладает способностью к творчеству, значит, что он имеет творческие возможности, которые формируются и непрерывно развиваются в процессе общественной практики преобразования природы и общества. История развития науки - это история развития познавательных способностей человека, а история развития производительных сил - история развития практических возможностей человека, преобразующего природу.

Процесс развития общественных производительных сил, науки и техники, начиная от примитивного каменного орудия труда периода первобытного общества и кончая успехами новейшей науки и техники, как компьютер, робот и другие информационные оборудования, бионика и техника нано, был процессом исторического развития творческих способностей человека. Это свидетельствует о том, что способность человека к творчеству является конкретным атрибутом, который формируется и развивается социально-исторически.

Не составляет исключение и сознательность человека, которая приобретает разное содержание и уровень на разном историческом периоде.

Сознательность человека зависима от содержания идеологии и знаний, от их уровня развития. Так как сознательность является атрибутом, регулирующим познавательную и преобразовательную деятельность человека, ему требуется иметь на более высоком уровне сознательность по мере развития общества и углубления деятельности по познанию и преобразованию мира. С другой стороны, по мере развития общественной жизни и социальной практики люди глубже осознают свои потребности и интересы и приумножить стойкую волю и силу для их осуществления.

Все это показывает, что самостоятельность, способность к творчеству и сознательность являются не неизменными и абстрактными свойствами, а конкретными свойствами, которые непрерывно развиваются исторически.

Самостоятельность, способность к творчеству и сознательность являются общественными свойствами, формируемыми и развивающимися социально-исторически, еще потому что они унаследуются потомками через социальную практику, образование и воспитание.

Например, возьмем новорожденного ребенка. Он определенное время не узнает мать, тут не может быть и речи о каких-либо идеях или знаниях. Но он плачет, если он голоден, умеет сосать грудь матери, спит, когда ему спится. Все это он делает сам, хотя никто не учил его. Это показывает, что инстинкт человека как живого организма передается от родителей, но идеи или знания, отнюдь, не передаются, как первый.

В процессе роста ребенок получает семейное, школьное, социальное и другие формы общественного образования и в ходе этого приобретает самостоятельное сознание и творческие способности и, в конечном счете, станет человеком.

Таким образом, самостоятельность, способность к творчеству и сознательность становятся общественными атрибутами, потому что они формируются и развиваются социально-исторически.

На этом заканчиваем объяснение существенных особенностей человека, установленных идеями чучхе.

Здесь хотим подчеркнуть, что научным обоснованием идеями чучхе того, что человек является общественным существом, обладающим самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью, был положен конец философской споре, которая продолжалась веками, научно-теоретически и полностью преодолены всякие антинаучные и реакционные взгляды и дано самое верное философское объяснение человека.

Кроме того, было убедительно доказано, что человек является самым развитым, сильным и дорогим существом в мире, великим существом, управляющим и преобразующим мир, и на самый высокий степень подняты достоинство и ценность человека.

Именно в этом огромное переломное значение и исторические заслуги, которые имеет исчерпывающее объяснение вопроса о существенных особенностях человека.