Традиционная корейская кухня

Поездка в КНДР

Авторизация

Аренда автокрана 100 тонн сдаем в аренду автокран www.avtokran-100.ru.

Реклама


Погода в Корее

Гидрометцентр России

free counters

3. ЧУЧХЕ И СОНГУН

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

к содержанию...

Прежде, чем продолжить наш разговор о прошлом и настоящем Трудовой партии Кореи, необходимо понять, что же такое чучхе и сонгун. Каковы их основы?


Оглядывая предысторию, видишь, что научный коммунизм вобрал в себя теоретические труды гениальных исторических личностей, подкреплённые их практической деятельностью. По растущему мнению коммунистов постсоветского пространства, эти труды в середине прошлого века образовали философско-идейный монолит, воплощённый в марксизме-ленинизме-сталинизме. Разрушить его могут только искусственно, и только заклятые враги коммунизма. О тех, кто расчленяет это триединство по недомыслию, тоже следует говорить без обиняков: глупцы и слепцы. Между тем, как раз оно было рычагом и катализатором мощного скачка советской державы в экономике и культуре, послужило залогом разгрома германского фашизма и японского милитаризма, пробуждения национально-освободительной борьбы, охватившей континенты.



Но жизнь не стояла на месте, а борьба народов за свободу и справедливость не была единообразной, отражаясь в реалиях века многими гранями. В историю этой борьбы бессмертной эпопеей входят героические усилия корейского народа, под предводительством Ким Ир Сена изгнавшего со своей земли японских, а затем североамериканских оккупантов. Все победы корейцев над внешними и внутренними врагами связаны с блестящей по глубине философией и непревзойдённой по эффективности политикой, разработанными товарищем Ким Ир Сеном. Им был сделан важнейший теоретический и практический вклад в сокровищницу научного коммунизма.


Идеи чучхе зародились у Ким Ир Сена ещё в тридцатых годах. После образования КНДР он продолжал углублённо разрабатывать их. Они заключаются не только в опоре на собственные силы, что даёт наивысшую политико-экономическую независимость. Речь также не об упрощённых элементах автаркии, на чём обычно акцентируют внимание иностранные исследователи, поскольку, знакомясь с корейской действительностью, они зачастую только этими элементами и ограничиваются. Идеи чучхе глубже и шире простых принципов самостоятельности. Они посвящены исключительной роли народных масс в преобразовании мира, воспитанию человека коммунистического будущего, многим вопросам функционирования справедливого общества.


Это есть общество, в котором народу поклоняются, как небу, согласно наказу Ким Ир Сена.


Чучхе – наивысшая ступень единения народа. Недаром эмблемой ТПК наряду с молотом и серпом – знаками, обозначающими и возвышающими рабочий класс, крестьянство и союз между ними – стала кисть. Она выступает как символ письма, как образ умственного труда и художественного творчества, как возвышение интеллигенции и не менее прочный союз с нею. По сути – это графический девиз всей корейской нации, как бы ни старались враги разделить её на северную и южную.


Ким Ир Сен указывал, что Трудовая партия Кореи «коренным образом отличается от всех других политических партий с точки зрения, как её характера и миссии, так и способа деятельности... Поэтому она должна быть построена на основе оригинальных положений и принципов, свойственных только её природе и особенностям».


Он считал при этом, что главной задачей партии является преобразование Кореи и переход сначала к социалистическому, а в итоге – к бесклассовому, коммунистическому обществу. Конечную революционную задачу он видел в ликвидация империализма и победе коммунизма во всём мире. Ускорителем этого процесса, по его утверждению, служит превращение мира в независимый, т.е. в такой, который откроет всем странам и нациям пути к созданию самостоятельного и процветающего общества. Он нацеливал рабочий класс, народные массы на укрепление международной солидарности, для чего необходимо вести непрерывную борьбу, не обманываясь посулами империалистов и не поддаваясь самоуспокоению.


Ким Ир Сен провозгласил, что идеи чучхе – отправная точка в строительстве и деятельности ТПК.


Они не могут не привлекать внимания трудящихся всего мира. Более того – не могут не вдохновлять революционеров различных стран.


Философия чучхе основана на том, что человек есть хозяин всего и решает всё. Она возвышает достоинство личности, поднимая её над фатализмом и всякой иной покорностью. Учит инициативной борьбе, когда слова «судьба» и «решение» становятся неотделимыми друг от друга. Другими словами, человек сам должен распоряжаться своей судьбой и отвечать за неё. Не по эгоистическим или анархическим понятиям, а в соответствии с законами некапиталистического, классового развития и с исконно народными традициями, на базе непрерывного познания мира и себя.


Ким Ир Сен характеризовал идеи чучхе выразительно и однозначно, что не позволяет никаким интерпретаторам произвольно трактовать их. Характеристика логичным образом приводила к следующему:


Коль скоро человек хозяин всего и решает всё, то он должен стоять в центре внимания партии и всё должно быть поставлено на службу ему. Работа с людьми, а не с бумагами – основной и единственно возможный метод проведения партией своей политики. Отсюда – ТПК вовсе не самовластный, начальственный орган, управляющий людьми по своему хотению, а политический воспитатель и организатор, пустивший корни в гуще народных масс.

Примеров подхода с позиций чучхе к самым различным проблемам в КНДР множество. Самые яркие связаны с противоположными понятиями о прибыли у коммунистов и у капиталистов. Прибыль нельзя измерять только в денежных единицах, она ещё измеряется в «единицах заботы о человеке» – вот, что вытекает из теории и практики чучхе.

…Неокрепшая страна остро нуждалась в металле, каждая тонна стали была на счету. Но когда выяснилось, что старая электропечь на одном из предприятий несёт реальную угрозу здоровью и даже жизни сталеваров, её эксплуатацию немедленно прекратили. Алчные, враждебные социализму хозяева выжимают максимум возможного из негодного оборудования, пренебрегая безопасностью наёмных работников. А в КНДР печь взорвали, хотя соорудить новую пока не хватало средств.

Однажды один иностранный визитёр спросил Ким Ир Сена, каким образом возмещаются убытки бюджета, вызванные бесплатным обеспечением одеждой детей всей страны. Ким Ир Сен ответил, что затраты на повышение благосостояния народа – это далеко не убытки, и вообще, чем больше будет таких «убытков», тем лучше.

В другой раз ему доложили, что в районе гор Мёхян, которые известны, как один из живописнейших уголков полуострова, обнаружено месторождение золота. Но Ким Ир Сен не дал согласия на строительство рудника и распорядился, чтобы там создали место культурного отдыха для народа. Недопустимо, сказал он, чтобы мы ради сиюминутной выгоды нанесли ущерб неповторимым красотам, которыми любуются, отдыхая душой и телом, наши соотечественники и гости.

Ему вторил Ким Чен Ир, который годы спустя заступил на высшие посты в партии и государстве: ради блага народа можно терпеть и убыточное дело, на первое место надо ставить внимание к людям, а не голый расчёт. Ким Чен Иром был выдвинут сегодняшний лозунг руководителей всех рангов – «Служу народу!». Поэтому в КНДР при отдельных, неизбежных упущениях и недостатках в деятельности властных структур нет привычной для других стран чиновничьей бюрократии, которая правит, исходя из собственных эгоистических интересов, паразитируя на народе.

Корейский народ отстаивал и отстаивает незыблемость права на самостоятельную позицию в идеологии, политике, экономике, культуре, обороне, стоя не на раскольничьей либо сектантской платформе. Не вдаваясь в глубины прошлого, выделим центральное обстоятельство его длинного пути к идеалам справедливости, к выработке и торжеству принципов чучхе: он ведёт, хотя и успешную, но изнурительную борьбу со сменяющими друг друга буржуазными завоевателями уже сто лет.

Корейцы выжили, сохранили и упрочили социализм на своей земле в борьбе со злом циклопических масштабов, ценой безмерных усилий и жертв. Да, они побеждали и однажды победят окончательно. Но угнетения и унижения за эти сто лет, за всю свою многотысячелетнюю историю корейский народ нахлебался порядочно. Равно как познал свежий воздух коммунистической свободы и натуральность неосквернённых капиталом отношений между людьми. Поэтому мало, кто так остро реагирует на малейшее посягательство на их свободу и независимость, на умаление вклада корейской цивилизации в общеисторический фонд развития человечества, как граждане КНДР.

Только здесь и только в этих условиях могла родиться философия, поднимающая на новый уровень исследование роли и места ведущих субъектов истории – нации, класса, коллектива, индивида. Не индивида вообще, а первым делом – человека труда, человека дисциплины, человека идейно убеждённого, человека преданного вождю, человека революционного духа, человека социалистического образа жизни.

Ни о каком супермене, возвышающемся над толпой, речи не идёт; это – удел, рабской и фашистской психологии, искусственного и обывательского бытия. А идеи чучхе суммируют естественные выводы социальной природы и с подлинно гуманистической точки зрения устанавливают: человек свободен и является властелином мира, обладающим самостоятельностью, сознательностью и способностью к творчеству.

Некоторые деятели, называющие себя левыми, критикуют эти взгляды. Ну, а сами-то критики, что они сделали для развития научной теории антикапиталистического освобождения? Их практика, к каким результатам она привела? Ответы: 1) ничего, 2) к печальным.

Подытоживая, скажем, что чучхе – это: органичное соединение индивидуального и коллективного; гармонизация социального и национального; трезвый баланс постоянных и временных интересов и задач; всеобъемлющий учёт прошлого и настоящего на основе корейской специфики с её шансами на мирное объединение нации без силового столкновения между капитализмом и социализмом; самостоятельность и самодостаточность народа, неподвластного никаким вредоносным идеологическим и материальным инфильтрациям.

Причём, к изоляционизму чучхе не имеет отношения. В искусственную изоляцию народ КНДР пытаются ввергнуть внешние капиталисты, ибо внутренних здесь нет. Нечего и говорить, что в идеях чучхе не обнаруживается ни малейшего следа от хрущёвской и всякой иной околокоммунистической демагогии.

Эти идеи давно перешагнули корейские границы и получили международное признание. Лекции по чучхе читаются в 200 университетах пяти континентов. В Японии существует международный институт по изучению и распространению идей чучхе. Во Франции действует партия чучхе. Соответствующие общества и кружки организованы в большинстве стран мира. В ряде африканских государств отряды, начертавшие лозунги чучхе на своих знамёнах, ведут вооружённую борьбу против своих деспотических правительств. При этом они следуют правилам партизанской войны, выработанным Ким Ир Сеном, имевшим богатый опыт в этой специфической и важной области военного искусства. В совокупности за пределами Кореи насчитываются тысячи кружков, три десятка национальных комитетов, четыре континентальные организации и один институт по изучению идей чучхе.

В этом видится один из смыслов теории чучхе, которую называют корейской версией революционного преобразования мира.

Ким Ир Сен указывал, что «революция начинается с приобретения товарищей». Когда их много, теория из версии превращается в универсальное и одновременно видоизменяемое наставление для каждой страны, которая хочет и должна обладать самостоятельностью и свободой, быть независимой от любых форм внешнего диктата.

Таков определяющий мотив, красной нитью проходящий через большинство трудов, написанных Ким Ир Сеном.

Классические произведения основателя социалистической Кореи систематизированы в 100-томном полном собрании его сочинений. Они писались не только в кабинетной тиши, но и в партизанской землянке, в штабе дивизии, во время поездок по заводам и аграрным кооперативам. Они поднимают целый пласт вопросов, касающихся, как специфических проблем корейской революции, так и общечеловеческих. В них содержится теоретическая база чучхе и сонгун.

После кончины вождя эта база получила дальнейшее развитие в трудах его преемника – товарища Ким Чен Ира.

Вопреки распространяемым слухам, корейские коммунисты не отказались от марксизма. Но рассматривают его как пройденную ступень в развитии коммунистического учения. Дело не в «устаревании» марксистской, а тем более ленинской и сталинской философии.

Ким Чен Иром было подчёркнуто (почти дословно):

Наша партия и наш народ уважают Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина как вождей рабочего класса и высоко ценят их деяния. Маркс и Энгельс, исходя из классовых законов и стремлений рабочего класса, превратили социализм из утопии в науку, положили начало коммунистическому движению. Ленин, унаследовавший и развивший марксизм в соответствии с изменившимся временем, мобилизовал рабочий класс на победоносное свершение Октябрьской социалистической революции. Сталин, продолжая дело Ленина, превратил молодое, первое в мире социалистическое государство в могучую державу. Подняв армию и народ, он защитил социалистическую родину и мир от фашистской агрессии. Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин в своё время представляли стремления и помыслы угнетённых трудящихся масс, и дело социализма неразрывно связано с их именами.

В то же время Ким Чен Ир отметил ограниченность, недостаточность марксизма для решения насущных проблем, возникших в конце прошлого века перед строителями общества без эксплуататоров и эксплуатируемых, где реализован принцип «от каждого – по способности, каждому – по труду».

«Классики марксизма, разработав материалистические, диалектические взгляды на человека, сделали крупный шаг вперёд в деле философского осмысления человеческой деятельности. Они определили сущность человека как совокупность всех общественных отношений, придали решающее значение материальному производству и общественно-экономическим отношениям в человеческой деятельности. Но, хотя они и разработали материалистический, диалектический взгляд на человека, им не удалось всесторонне раскрыть существенные черты его как властелина и преобразователя природы и общества. …Философия чучхе дала полное объяснение сущности человека», – так выразил вождь своё отношение к созревшей в недрах коммунистического мировоззрения необходимости расширить и углубить понимание роли и места человека в современном мире.

«В отличие от других живых существ, подчиняющихся объективному миру и приспосабливающихся к нему, – писал товарищ Ким Чен Ир, – человек представляет собой такое существо, которое в качестве властелина мира изменяет и преобразует окружающий нас мир в соответствии со своей волей и потребностями».

Это возможно потому, что человек, разъяснял он, «есть существо материальное, но не совсем обычное». То есть – общественное, социальное, коллективистское. У него, как у властелина мира, три уже называвшихся важнейших качества. Кич Чен Ир разъяснял их следующим ёмким и удобопонятным и образом:

Самостоятельность. Она является продуктом общественного развития и социально-исторической категорией. Выражается органичным стремлением человека жить независимо, будучи хозяином своей судьбы, что, однако, вовсе не поощряет эгоистическое, индивидуалистическое существование.

Способность к творчеству. Этим свойством выражается умение человека целенаправленно преобразовывать мир и решать свою судьбу. Переделывая старое и создавая новое, творческие личности и коллективы участвуют в социальных процессах, жизненно необходимых для прогресса общества.

Сознательность. Вытекает из самого понятия сознания, как главной философской категории, отделяющей человека от животного мира. Определяет всю человеческую деятельность, направленную на познание и изменение мира и самого себя.

Особо выделим, что идеи чучхе, не принижая роли рабочих и крестьян в эволюционных и революционных процессах, провозглашают таким субъектом всю нацию.

Кроме того, Ким Чен Иру принадлежит вывод, опирающийся, прежде всего, на корейскую действительность: из-за возрастания числа трудящихся, занятых интеллектуально-техническим трудом, рабочие шаг за шагом превращаются в интеллигентов.

В конкретной социальной обстановке, в которой пребывает значительное число традиционалистских обществ Востока, такие подходы вполне прогрессивны. Более того, они весьма революционны. Революция же понимается здесь, помимо прочего, как борьба за реализацию народными массами их обострённой потребности в самостоятельности. Национальный радикализм? Корейцы имеют на него историческое право, наполняя при этом социалистическим, антиимпериалистическим содержанием.

Политика сонгун («приоритет армии»), провозглашённая в 1990-х годах великим Ким Чен Иром, основывается на правилах чучхе и военных идеях Ким Ир Сена. Жизнь страны в девяностые годы ознаменовалась коренными изменениями военно-экономической структуры и системы управления ею, резко увеличившими обороноспособность КНДР.

Идеи сонгун были выдвинуты Ким Ир Сеном уже в начальный период его революционной деятельности в Корее. Их суть: чтобы разгромить вооружённых до зубов японских империалистов нужна не говорильня, а борьба с оружием в руках.

В 1962 году был намечен курс на параллельное ведение экономического и военного строительства. Тогда Ким Ир Сен заявил: «В одной руке винтовка, в другой – серп, молот и кисть!». Тридцать лет спустя, линия на приоритет военного дела обрела повышенный стратегический смысл, становилась залогом обеспечения самостоятельности и достоинства страны.

В значительной мере на выработку Ким Ир Сеном стратегического курса параллельного развития повлияли события шестидесятых годов на Кубе и во Вьетнаме.

При поддержке США, с целью свержения правительства Кубы состоялось вторжение на остров вооружённого десанта. Потом разразился так называемый Карибский кризис. Хрущёв сначала завёз, а потом вопреки протестам кубинцев вывез отсюда ядерные ракеты. Но кубинский народ хотел бы иметь атомное оружие как средство, отпугивающее империалистических стервятников. И впоследствии он долго воздерживался от подписания договора о его нераспространении…

КНДР видела, что даже союзнические отношения между Северным Вьетнамом и СССР, необратимо терявшим к тому времени революционную дееспособность, не помешали американцам начать в 1964 г. авианалёты на первое в Индокитае социалистическое государство. Янки снова проиграли, но сколько жертв пришлось понести вьетнамцам, не обладавшим ядерным арсеналом. Дальнейшая история, особенно постсоветского периода, лишь подтверждала опасения малых стран и правильность сонгунской политики.

Словом, умозаключение Ким Ир Сена было безукоризненным. Если народы хотят сохранить свою свободу, да и просто выжить в борьбе с империализмом, требуется не обычное, а экстраординарное военное строительство с высокой мобилизационной готовностью и новейшими средствами массового поражения.

Сонгун есть военноориентированная политика, смысл которой выражается одним, но очень вместительным словом – самооборона. Она заключается в соблюдении Корейской Народно-Демократической Республикой своих интересов через приобретение способности отразить собственными силами всякое внешнее посягательство на эти интересы – политическое, экономическое, военное. Если чучхе – это фундамент абсолютного суверенитета, то сонгун – его крепостные стены и башни.

Степень необходимости в сохранении сонгунского курса не снижается, а повышается. Она обусловлена возросшей угрозой нападения на КНДР со стороны США, их южнокорейских и японских прислужников.

Не секрет, что КНДР, начиная с 1990-х годов, на фоне всемирного погрома социалистических сил не раз была на волосок от войны с Соединёнными Штатами. Янки рассматривали исчезновение Советского Союза, уход из жизни Ким Ир Сена, а затем Ким Чен Ира как обнадёживающий сигнал для фронтальной атаки на корейских коммунистов.

Почему за океаном всякий раз отменяли своё нападение, шли на попятный?

В том числе – благодаря избранному КНДР сонгунскому курсу. Корейская Народная армия демонстрирует великолепную выучку, не говоря о том, что овладела атомным оружием. Опираясь исключительно на внутренние ресурсы, учёные, инженеры и рабочие КНДР сумели снабдить её не только необходимым для отражения агрессии обычным вооружением, но и ракетами с ядерными боеголовками.

Эту выраженно мобилизационную политику условно можно сравнить с советской времён войны с фашизмом, когда был выдвинут лозунг: «Всё для фронта, всё для победы!».

Идеология сонгун накрепко увязана с идеологией чучхе. Она, собственно, вытекает из самого содержания идеологии чучхе и является её замечательным претворением в жизнь. Благодаря идеям чучхе вся военная наука и военная практика КНДР построены на опоре на собственные силы, на превращении территории страны целиком в неприступную краснознамённую цитадель.

Теория сонгун в оборонном строительстве отводит особую роль и выдающееся место понятию воинского духа. Ким Чен Ир определял оборонную мощь, как предмет, состоящий из силы военно-технической и силы идейно-духовной. Причём, в качестве вовсе не равновеликих составляющих. В союзе меча и духа он настаивал на верховенстве духа. Ведь можно разломать или вырвать из рук самый лучший меч, но никогда и никому не удастся сломить дух, сознание, если они достигли требуемых высот.

«Наша страна стала ареной жесточайшей конфронтации между социализмом и империализмом», – констатировал суровое положение вещей Ким Чен Ир, который в 1993-м отдал приказ объявить в КНДР полувоенное положение.

При этом он был убеждён в несовершенстве идеи о главенствующей роли оружия. Человек не есть придаток машины/оружия. Без человека самое эффективное, смертоносное оружие представляет собой кусок железа. Без «железа» долго, конечно, не повоюешь. Однако без человека невозможно воевать вообще. Не зря корейская поговорка гласит: «Ружьё без идеи слабее палки». Главенство человеческого фактора обосновывает тот факт, что Корейская Народная Армия является одной из самых боеспособных в мире. Это достигнуто благодаря особому воспитанию и обучению воина, готового воевать по принципу «уметь сражаться одному против ста врагов».

Важнейшая цель обладания оружием, согласно сонгунской идеологии, состоит в противостоянии империализму. Это, однако, совсем не означает, что КНДР собирается на кого-либо напасть. Данный постулат требует лишь крепить оборону, не пасовать перед врагом и не уступать ему ни в плане политическом, ни в военном.

Кроме того, политика сонгун обеспечивает не только оборонную функцию армии, но и её активное участие в экономической и культурной жизни страны. Немало строек народного хозяйства – плод трудовых усилий народноармейцев.

Ким Чен Ир подчёркивал: «…Партия видит в Народной армии главную движущую силу революции, потому что народноармейцы – это наиболее боевой, мощный коллектив революционеров в нашем обществе».

Он говорил, что КНДР сумела сорвать все агрессивные акции против неё, и ещё до развязывания империализмом новой войны уже одержала моральную победу в военно-политическом противоборстве. В этом – зримая заслуга политики сонгун.

Ким Ир Сен и Ким Чен Ир завещали, что, только установив в партии единую, прочную идейную систему (чучхе и сонгун), можно осуществить сплочение партийных рядов и обеспечить эффективное выполнение возложенной на неё миссии как партии рабочего класса.

Недоброжелатели, включая ревизионистов, как правого, так и левого толка, идут на всяческие ухищрения, чтобы опорочить политику сонгун и философию чучхе. Бесполезно. Нет и не может быть никакого противоречия между этими научными феноменами и коммунистическим учением в целом.

Напротив. Наше марксистско-ленинско-сталинское учение, благодаря указанным феноменам, обогатилось уникальными и самобытными содержаниями и формами. Получило плодотворное продолжение в условиях борьбы корейского народа с пытающимися поработить его империалистами. Налицо недоступное для буржуазного мышления понимание, непосильное для буржуазных организаций задание, несвойственное для буржуазного государства явление: трудности заставляют корейский народ не роптать и падать духом, а напрягаться и воодушевляться, чтобы преодолеть их.

к содержанию...

Баннер
Баннер
PR-CY.ru