Традиционная корейская кухня

Поездка в КНДР

Авторизация

Реклама


Погода в Корее

Гидрометцентр России

free counters

Товарищ Ким Чен Ир о чучхе-киноискусстве

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail


Великий Руководитель товарищ Ким Чен Ир в молодые годы, работая в ЦК ТПК, руководил на месте всем корейским кинематографом, проводя дни и ночи на съемочных площадках, в театральных залах и павильонах, в тесном кругу актеров, гримеров, костюмеров, декораторов, музыкантов и сценаристов.

Благодаря товарищу Ким Чен Иру была создана передовая кинопромышленность, школа северокорейского игрового и документального кино, взятая за образец многими школами. На основе своего богатого режиссерского опыта товарищ Ким Чен Ир подготовил объемную работу "О киноискусстве", выпущенную в свет в 1973 году. Мысли этой работы не устарели и сейчас. Ниже приведены наиболее значимые отрывки, полностью с текстом работы возможно ознакомиться здесь.

О скоростном бое в чучхе-кинематографе


«Скоростной бой», энергично развернувшийся в последние годы в области литературы и искусства, привел к небывалому творческому подъему и созданию множества произведений, отличающихся высокой идейностью и художественностью. Жизненная сила «скоростного боя» ярко проявилась в ходе экранизации бессмертного классического шедевра «Судьба охранника», а затем в процессе создания фильмов на современные темы и революционных опер по типу «Море крови».

«Скоростной бой» должен стать повседневной творческой вахтой во всех киностудиях и творческих объединениях. У нас уже есть хороший опыт: деятели искусства, не имевшие ранее заметного успеха в творчестве, начав работать с удесятеренной энергией, создали замечательные произведения. Трудовой подъем у них наступил после того, как мы дали им идейную «пищу», пробудили у них революционный энтузиазм и предъявили высокие требования «скоростного боя». Утверждение о том, что «скоростной бой» в творчестве снижает уровень произведения, – пустая болтовня софистов капиталистического, ревизионистского толка, ратующих за «либерализацию» творчества.



О верном показе врагов


Допустим, автор, описывая события военного времени, рассказывает, будто бойцы Народной Армии всегда вели трудные бои в крайне тяжелых обстоятельствах и, наоборот, якобы враги предавались беспечной жизни, утопая в роскоши. Безусловно, это исказит правду жизни. Тут вопрос в классовой точке зрения писателя, стремящегося крикливо выпятить безнравственный облик наемных солдат, характерными чертами которых являются полное разложение и отчаяние, распущенность и зверство. Нашим писателям и деятелям искусства следует изображать врагов с классовой позиции, четко характеризуя их реакционную сущность, беспомощность и неизбежность гибели. Но надо рисовать их как врагов правдиво в типических образах.

О правильном народном образе


Писать об идеях и чувствах человека в отрыве от реальных условий его бытия – значит, создавать отвлеченный образ. Один из наших киносценаристов создал произведение о мужественном летчике Народной Армии, сбитом над территорией, занятой противником. Действия развиваются довольно схематично: летчик схвачен, но он стойко держится, сохраняя революционную верность, наконец, ему удается совершить побег и он возвращается 12 в родную часть. В стороне от повествования остались многие конкретные детали: о чем думал пилот, когда его самолет сбили во вражеском районе, как выдержал он коварные пытки и обманные трюки противника, как он смог сохранить свою верность революции и, наконец, какие титанические усилия потребовались, чтобы преодолеть суровые испытания при побеге из плена, в пути в свою часть. В итоге получился сухой и абстрактный образ.

Нет ничего скучнее, чем произведение, лишенное правдивых, индивидуальных образов. В любом политическом комментарии, в газетной заметке оказывается больше жизни, больше смысла, чем в подобных повествованиях, в которых нет ни впечатляющего облика людей, ни их жизни.

О сюжете


Пример разработки сюжета дает «Море крови» – классическое произведение, которое сильно волнует людей. Тематика шедевра глубоко раскрывается через насыщенную превратностями борьбы жизнь героини, которая, постигнув истину антиимпериалистической революции – кровью за кровь, насилием на насилие, – встает на путь вооруженного сопротивления.

В «Море крови» весьма живо и детально показана жизнь семьи матери, изнывающей в нужде, раскрыт кристально чистый психологический мир героев. Как конкретно и живо обнажаются отношения между матерью, Вон Намом и Кап Сун и выражаются их идеи и чувства, например, в эпизоде, когда они делят между собой неполную миску с лепешками!

Голодный Вон Нам нетерпелив и мгновенно уничтожает свою порцию. Так начинается повествование. Он поглядывает на чашку сестры и с грустью говорит: «Ишь, ты уже все сожрала». А Кап Сун думает о матери, которая всегда голодает и холодает ради них, съедает лишь одну лепешку, а остальные прячет для матери. Ночью она отдает их матери, лежащей в постели и безмолвно глядящей на дочь. Горечь и обида сжимают грудь матери, которой ни разу еще не удавалось досыта накормить своих детей.


О социалистической морали в кино


Как мы видим в художественном фильме «Когда снимают яблоки», девушка с болью в сердце отзывается о том, что на земле пропадает множество опавших яблок. Она думает, как ей лучше претворить в жизнь наказ партии: дать населению больше продукции из этих яблок. Но ее старшая сестра смотрит на упавшие плоды равнодушно и живет беспечно. Между ними налицо серьезные идейные противоречия, на которые нельзя закрыть глаза. Столкновение социалистической идеи – бережного и любовного отношения к народному добру – с индивидуализмом и эгоизмом, носители которых прежде всего заботятся лично о себе и собственном счастье, безразличны к народному добру, является выражением классовой борьбы в нашем обществе. Это противоречия, которые можно решить лишь в идеологическом противоборстве, то есть политически, согласно законам классовой борьбы, что и происходит в условиях социализма.

О распространенных идейных ошибках в финалах кинофильмов


Победа лишь на одном участке борьбы, выдаваемая за огромные успехи, крики «ура!», заявления вроде: «Теперь настала пора жить спокойно» – таким образом не годится завершать произведение. Это может подорвать революционный порыв и не укрепит волю людей к борьбе. Чтобы финальная часть произведения завершилась высокой политической нотой, чтобы она оставила в памяти людей глубокие мысли, следует указать им верный путь дальнейшей борьбы. Так, художественный фильм «Цветущее село» убедительно разъясняет курс партии на революционизирование, преобразование людей по образцу рабочего класса. В эпизодах фильма журналист, внимательно выслушав рассказ о том, как революционизировались люди, которые в прошлом запятнали свою жизнь индивидуализмом и эгоизмом, обращается к собравшимся с горячим призывом продолжать усиленную борьбу за претворение в жизнь этого курса. Дело революционизирования людей начинается не в один прекрасный день и не завершается в скором времени. Это наша боевая задача, которую все люди призваны непрерывно осуществлять вплоть до полного построения коммунистического общества. Каждому становится ясно: надо вести настоящий, здоровый образ жизни.

О чучхейском режиссере


Режиссер – командующий творческим коллективом. В социалистической системе кинотворчества режиссер коренным образом отличается от «надзирателя» в искусстве, которым вынужден, быть постановщик в условиях капиталистической системы кинематографа. Там он играет всего лишь роль марионетки в руках продюсера, имеющего капитал и на деле осуществляющего надзор и руководство созданием фильма. В капиталистическом обществе режиссер зависит от реакционной политики правительства, превращающего кино в товар, и от кармана буржуа, следовательно, он является всего лишь бесправным исполнителем, который волей-неволей повинуется продюсеру.

О решительной борьбе с самоуправством художников и оформителей


Режиссер должен исключить возможность того, чтобы у художника появлялись намерения, не вписывающиеся в сценарное и режиссерское видение. Так, в фильме, который вышел у нас на экраны и изображал жизнь продавщиц, героиня без особой надобности крайне часто меняла наряды, а в другом фильме об Отечественной освободительной войне попала в кадр сверх меры ужасающе оборудованная казарма агрессивных войск США и марионеточной армии Южной Кореи. Кажется, это мелочи, но они искажают жизнь, нарушают правдивость произведения и отрицательно влияют на воспитание людей.

О звуковых эффектах


Для создания правдивого и выразительного шумового сопровождения во время работы над фильмом режиссер обязан обладать глубокими и обширными познаниями о шумах. Бодрый гудок электровоза, прибывающего на станцию с несколькими тысячами тонн груза, слышится людям не простым гудком. Это, сами понимаете, – гордый крик победителя, извещаю щий о завершении безаварийного скоростного пробега, и волнующий призыв к новым трудовым подвигам. Те, кто любит труд, воспринимают шум плодотворного труда отнюдь не как простой гул работающих машин. Вот почему люди труда, как правило, сравнивают шумы станков и рокот машин, которыми сопровождаются будни созидательного труда, с торжественным звучанием симфонического оркестра. Бывает и так, что люди, вслушиваясь в прекрасные голоса пробуждающейся природы, погружаются в размышления о жизни. Так, пение жаворонка напоминает о приходе весны, весенней страды, а плач одинокой совы в глубокой ночи предвещает горе.

О ложности "фокусов" в кинофильмах


Киноактер не вправе рассчитывать на случай, делая ставку на «фокусы» комбинированной съемки и редактирование при монтаже. Надо в совершенстве овладеть, например, вождением машины, верховой ездой, чтобы правдиво и полноценно сыграть соответствующую роль, если даже придется прибегать к разного рода подделкам. Если актер крутит без разбора руль то направо, то налево, полагая, будто только так и следует вести машину по столбовой дороге, то это на самом деле всего лишь неумелое копирование работы водителя, с головой выдающее исполнителя, никогда не сидевшего за рулем.

О реквизите и костюмерах


Художники кино, создающие костюмы и реквизит, – служители тонкого искусства. Поэтому, создавая костюмы и реквизит, они должны стремиться к тому, чтобы эти предметы отчетливо передавали классовую принадлежность и духовный облик персонажей. В эксплуататорском обществе бедные не в состоянии приобрести хорошую одежду и иметь дорогостоящие предметы обихода. Однако помещики и капиталисты живут в роскоши. Они носят дорогие костюмы, имеют изящные предметы быта. Поэтому долг художника – дать верную классовую характеристику персонажей, принимая во внимание их материальные возможности, отражающиеся в костюмах и реквизите.

О декорациях


Когда речь идет о жилье, надо иметь в виду, что квартиры трудящихся не могут быть обставлены одинаково, как и дома капиталистов или помещиков. Кроме того, нельзя квартиры всех людей труда изображать одинаковыми, без поправки на время действия и социальный строй. Декорация, которая неверно отражает черты характера персонажей, их жизненное положение, дух времени, не способствует правдивому рассказу о жизни.

О чучхе-музыке в национальном кино


Нашему кинематографу нужна боевая, революционная, народная музыка, прекрасная и благородная, созвучная требованиям эпохи и устремлениям народа, пробуждающая в людях любовь к подлинной правде жизни, мощно вдохновляющая их на созидательный труд. Нельзя сочинять для кино такие песни, которые рождают спокойно-мирный настрой, не характерный для революционной жизни, бурлящей борьбы и стремления вперед. Чаще всего фильм нуждается в музыке, которая поднимает боевой дух, сметающий с лица земли старое, реакционное.

Парафраза, в которой звучат преимущественно фортепьянные мелодии, – это не наш стиль. В частности, надо избавляться от такого догматического взгляда, будто соло непременно исполняется под аккомпанемент рояля. Кроме того, следует воздержаться от неумеренного увлечения электромузыкальным комплексом и научиться эффективно использовать эти инструменты без ущерба задачам сохранения национальных черт нашей музыки.


Баннер
Баннер
PR-CY.ru